Места нашего города.
Удивительный театр - особняк с готическим гротом внутри на галерной улице.
Идеальный способ культурно обогатиться и восхититься одновременно - посетить камерный музыкальный театр. За фасадом здания скрывается самый настоящий готический грот, где тьму разрезает свет свечей, выхватывая сталактиты, свисающие с потолка.
Заядлые театралы точно хотя бы раз бывали в театре на галерной улице и наверняка знают об этом причудливом гроте. Но всё равно даже многие коренные петербуржцы не знают, какая красота в духе стокеровского "Дракулы" или какого-нибудь викторианского ужастика скрывается под крышей старинного особняка в самом сердце культурной столицы.
Первоначально дом на галерной, 33 был построен для кабинет - министра Волынского, которого казнили по делу о заговоре против Бирона. Тогда особняк перешёл во владение его дочери - супруге графа Ивана Илларионович Воронцова. Затем его не раз перестраивал, а в 1883 году дом купил видный петербургский предприниматель и меценат барон Сергей Павлович фон Дервиз. Именно по его велению архитектор шрейбер перестроил особняк на новый манер, исполнив интерьер каждого помещения в уникальном стиле, как это было модно в те времена.
Для Дервиза шрейбер строил настоящий сказочный дворец эпохи модерн, где воедино сливается ампир, елизаветинское барокко и пышный мавританский стиль. Так здесь и появились совершенно великолепные мавританская гостиная с арабесками и гербами фон Дервиза, которая больше напоминает дворец какого-нибудь восточного правителя; кленовая гостиная в стиле Людовика XVI с резными панелями и шелкографией художника пенона на стенах, а также большой театральный зал в стиле рококо. Он вмещает 173 зрителя, которые оказываются в окружении статуй и огромных зеркал XIX века на стенах. Всё это сохранилось до сегодняшнего дня. Но главное - сохранилась особая камерная атмосфера, которая позволяет зрителю ощутить себя ближе к происходящему на сцене. И, казалось бы, особняку уже в общем - то и нечем удивить, но тут открывается ещё одна грань - особый зимний сад внутри дома на галерной. Он в духе причудливого грота со стеклянным потолком выполнен. Со стен ниспадают сталагмиты, как в настоящей пещере. В фактурных стенах спрятаны светильники, которые придают помещению особую атмосферу в вечернее время.
В начале XX века барон всё-таки решил с домом расстаться, продав его сразу трём разным владельцам. Для этого здание условно разделили на части. А в 1911-1913 годах здесь располагался "Дом Интермедий" Мейерхольда - театрального режиссёра и создателя актёрской системы, получившей название "биомеханика". В своём доме он творил под псевдонимом доктор дапертутто и по сути жил двойной жизнью. Доктор дапертутто был двойником Всеволода Мейерхольда, потому что режиссёр, состоявший на государственной службе, не мог работать под своим именем в других театрах. Так, "Дом Интермедий" стал местом, где формировался театр будущего. По сути доктор дапертутто подарил Петербургу первое кабаре (первое кабаре в России появилось двумя годами ранее - в 1908 в Москве двери открыла "Летучая Мышь". Несмотря на то что "Дом Интермедий", где показывали "трагический балаган" "шарф коломбины", буффонаду "блэк энд Уайт", пользовался популярностью, в связи с финансовыми проблемами театр Мейерхольду пришлось закрыть. И только спустя почти век на сцене, которую построил фон Дервиз, вновь закипела театральная жизнь.
В начале ХХI века в особняке на галерной случилась обширная реставрация, и в день 300-летия Петербурга здесь открылся театр "Санктъ - Петербургъ Опера". Все представления проходят в старинных интерьерах - тех самых, где создавался театр будущего и открывались новые театральные формы. Даже зимний сад открыт до сих пор. В стенах готического грота сейчас проходят вечера камерной музыки. Место: Ст. М. адмиралтейская, галерная ул., 33.